Поиск по сайту

Сейчас на сайте

Сейчас 15 гостей онлайн

Счетчик


Строительство дорог
Проектирование дорожной одежды PDF Печать E-mail
Дорожной одеждой называется укрепление проезжей части дороги, выполненное в виде одного или нескольких слоёв из различных материалов и служащие для создания равной и прочной поверхности, необходимой для движения автомобилей с расчётными скоростями.
Дорожные одежды разделяются на жёсткие (с покрытием из цементобетонна, железобетонных плит и с деревянными колёсопроводами) и нежёсткие (все остальные виды одежд).Распределение напряжений в дорожной конструкции от горизонтальных и вертикальных сил передаваемых колесом по контакту изображено на рис. В зависимости от количества конструктивных слоёв дорожные одежды различаются на одно- и многослойные. В многослойной нежёсткой одежде различают следующие конструктивные основные слои: покрытие и основание.

Распределение напряжений в дорожной конструкции от горизонтальных (?x) и вертикальных (?z) сил передаваемых колесом по контакту:
1 - слой износа; 2 – несущий слой; 3 – основание; 4 – грунт земляного полотна.


Деформация нежесткой дорожной одежды под действием нагрузки от колеса показана на рис. Под колесом образуется чаша прогиба, в зоне которой в верхних слоях покрытия происходит сжатие материала, а в нижних – растяжение. Растягивающие напряжения в нижних маловязких слоях могут вызывать сдвиг частиц и остаточные деформации. Грунт и маловязкие материалы (гравий, песок, щебень) хорошо работают на сжатие, но плохо воспринимают растягивающие напряжения, и только такие материалы, как асфальтобетон, грунты, укреплённые вяжущими, могут выдерживать небольшие растягивающие напряжения.
Покрытие определяет собой эксплутационные качества одежды в целом (ровность, сцепление колёс с поверхностью дороги и пр.). Основание одежды устраивают из одного, двух и более конструктивных слоёв. Оно является основным несущим элементом одежды, определяющим её прочность. В состав основания в ряде случаев вводят дополнительный слой из песка и других местных материалов (его называют подстилающим), служащий для выравнивания поверхности земляного полотна, дренажа одежды и обеспечения её необходимой морозоустойчивости. Дорожная одежда и земляное полотно составляют дорожную конструкцию.

Рис. Деформации нежёсткой дорожной одежды на пределе прочности под действием нагрузки от колеса.


  В соответствии со СНиП 2.05.02-85 дорожные одежды в зависимости от
 
вида покрытия, материалов и способов их укладки подразделяются на четыре типа: усовершенствованные капитальные, усовершенствованные облегчённые, переходные и низшие.
Дорожные одежды с покрытием переходного типа, которые имеют наибольшее распространение на автомобильных дорогах, рассчитывают на воздействие подвижных нагрузок только по двум критериям – упругому прогибу и сдвигу в грунте при соответствующем уровне надёжности. Под уровнем надёжности подразумевается вероятность безотказной работы конструкции в течении всего периода между капитальными ремонтами.