Сейчас на сайте

Сейчас 12 гостей онлайн

Счетчик


Надзор и контроль за охраной труда
Ответственность за нарушения законодательных и других правовых и нормативных документов по охране труда
В соответствии со статьёй 198 Трудового кодекса за нарушения трудовой дисциплины, в том числе норм по охране труда, наниматель может применять следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение.
Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит нанимателю.
К работникам, совершившим дисциплинарный проступок, независимо от применения мер дисциплинарного взыскания могут применяться: лишение премий, изменение времени предоставления трудового отпуска и др.
Работник может быть привлечён к материальной ответственности (статья 400) за ущерб, причинённый нанимателю виновными действиями или бездействием при исполнении трудовых обязанностей. Работник, причинивший ущерб, может добровольно возместить его полностью или частично.
С согласия нанимателя работник может передать для возмещения причиненного ущерба равноценное имущество или исправить повреждённое. Работники, как правило, несут полную материальную ответственность за ущерб, причиненный по их вине нанимателю.
Согласно статье 465 Трудового кодекса юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства о труде, в невыполнении обязательств по коллективным договорам и соглашениям по охране труда, несут дисциплинарную, административную и уголовную ответствен-ность.
Административная ответственность заключается в наложении штрафов на должностных лиц, виновных в нарушении законодательства, правил и норм по охране труда. При этом на должностных лиц может быть наложен штраф в размере до 10 минимальных зарплат. Наниматели за указанные нарушения могут быть подвергнуты штрафу в размере до 300 минимальных заработных плат.
К административной ответственности привлекают государственные органы надзора и контроля.
Уголовная ответственность за нарушение правил и норм по охране труда предусмотрена Уголовным Кодексом Республики Беларусь (статья 306).
Подробнее...
 
Ведомственный контроль за охраной труда
Ведомственный контроль за охраной труда осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления в отношении подчиненных им предприятий и организаций и включает в себя проверку выполнения требований безопасности и гигиены труда (отдел охраны труда министерства, управления).
На предприятии контроль за охраной труда осуществляется (в соответствии с должностными обязанностями) в порядке подчинённости руководителем, главным инженером, главным механиком, главным энергетиком, другими главными специалистами, руководителями структурных подразделений, мастерами – каждым на своём участке работы.
Основными задачами по охране труда соответствующих руководителей и специалистов предприятия являются обеспечение безопасного и надлежащего санитарного состояния оборудования и инструмента, производственных и вспомогательных помещений и рабочих мест; проведение инструктажа и обучения правилам охраны труда; организация контроля за осуществлением всех этих мероприятий.
Проведение всей организационно-технической работы на предприятии по созданию здоровых и безопасных условий труда возлагается на главного инженера.
Главный инженер:
– руководит разработкой и осуществлением текущих и перспективных планов работы по охране труда;
– анализирует причины травматизма и заболеваемости на производстве;
– организует исполнение указаний вышестоящих и контролирующих органов;
Подробнее...
 
Общественный контроль за охраной труда
Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде, правил и норм по охране труда осуществляют профсоюзы.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 октября 2000 г. № 1630 утверждён Порядок осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде.
Согласно указанному Порядку представители профсоюза при осуществлении общественного контроля имеют право:
– осуществлять проверки соблюдения законодательства о труде по вопросам заключения, изменения и прекращения трудового договора, рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, охраны труда, выполнения коллективных договоров, соглашений, а также по другим вопросам социально-трудовой сферы в организациях, в которых работают члены данного профсоюза;
– запрашивать и получать от уполномоченных должностных лиц нанимателя, органов государственного управления информацию, сведения о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, документы, локальные нормативные акты;
– осматривать рабочие места, проводить независимую экспертизу обеспечения здоровых и безопасных условий труда;
– принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
– принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приёмке в эксплуатацию, экспертизе безопасности условий труда проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектов, а также проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов, в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда;
Подробнее...
 
Административно-общественный контроль за охраной труда
Административно-общественный контроль по охране труда (АОК) является основной формой контроля администрации Министерства лесного хозяйства, Белорусского производственно-торгового концерна лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, акционерных обществ, арендных предприятий, производственных объединений на базе головного предприятия, леспромхозов, лесхозов, химлесхозов, комбинатов, фабрик, заводов, организаций и Республиканского, областных комитетов профсоюза работников леса, комитетов профсоюза предприятий за соблюдением всеми службами, должностными лицами и работающими требований законодательства о труде, стандартов безопасности труда, правил, норм, инструкций и других нормативно-технических документов по охране труда. АОК не заменяет проведение контроля в соответствии с должностными обязанностями руководителей и инженерно-технических работников, а также контроля, проводимого согласно Положения о комиссии по охране труда профсоюзного комитета и Положения об общественном инспекторе по охране труда.
АОК проводится:
Министерством лесного хозяйства, Концерном и Республиканским комитетом профсоюза – в производственных объединениях, на предприятиях и в организациях лесного хозяйства, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности;
на предприятиях, в организациях – производственными объединениями и областными комитетами профсоюза;
в цехе, лесничестве, лесопункте – руководителем предприятия совместно с профсоюзным комитетом;
на участке, в смене – руководителем цеха совместно с цеховым комитетом профсоюза с участием начальника смены, мастером;
на рабочих местах – руководителем участка, смены совместно с общественным инспектором по охране труда.
Министерство лесного хозяйства, Концерн совместно с Республиканским комитетом профсоюза с привлечением инженерно-технических работников, подчиненного аппарата и работников Государственного контроля (по согласованию):
Подробнее...
 
Виды контроля за охраной труда. Государственный контроль. Права государственного инспектора труда
Надзор и контроль за охраной труда осуществляется по трём направлениям: государственный, ведомственный и общественный контроль.
Высшим органом государственного контроля за охраной труда является Прокуратура Республики Беларусь в лице Генерального прокурора РБ и подчинённых ему прокуроров.
Государственное управление охраной труда осуществляется Советом Министров Республики Беларусь через Министерство труда, на которое возложены эти функции.
Надзор и контроль за охраной труда в системе государственного управления в рамках компетенции, определённой в положениях об этих органах, осуществляют:
– Отдел охраны труда Министерства труда Республики Беларусь;
– Комитет по инспекции труда при Министерстве труда Республики Беларусь;
– Комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (Проматомнадзор);
– Межобластная инспекция по котлонадзору и общепромышленной безопасности (Котлонадзор) Проматомнадзора Республики Беларусь;
– Межобластная инспекция по надзору за перевозками опасных грузов автомобильным транспортом Проматомнадзора Республики Беларусь;
– Межобластная инспекция по ядерной и радиационной безопасности;
– Межобластная инспекция по надзору за перевозкой опасных грузов железнодорожным транспортом;
– Межобластная газотехническая инспекция;
– Межобластная горнотехническая инспекция;
– Межобластная инспекция по надзору за предприятиями химических отраслей и хлебопродуктов;
– Межобластная инспекция по контролю за использованием и охраной недр;
– Минская областная инспекция по котлонадзору и подъёмным сооружениям;
– Главное управление гигиены, эпидемиологии и профилактики Министерства здравоохранения Республики Беларусь;
– Республиканский центр гигиены и эпидемиологии;
Подробнее...