Планирование мероприятий по охране труда представляет собой одну из функций управления охраной труда. Планы работ подразделяются: – по содержанию – на комплексные, охватывающие все стороны деятельности по охране труда, и целевые, направленные на решение отдельных задач охраны труда; – по срокам выполнения – на перспективные (на период действия коллективного договора), текущие (на один год) и оперативные (на квартал, месяц). Мероприятия по охране труда классифицируются по следующим признакам: – по характеру – на организационные, технические, санитарно-гигиенические, социально-экономические, психофизиологические, лечебно-профилактические и др.; – по принципу выполнения – на плановые и выполняемые во внеплановом порядке. Основной формой перспективного планирования работ и мероприятий по охране труда является разработка на срок действия коллективного договора Плана мероприятий по охране труда, раздела "Охрана труда" коллективного договора и включение соответствующих мероприятий в другие разделы договора. Планирование деятельности по охране труда осуществляется в соответствии с Положением о планировании и разработке мероприятий по охране труда (утверждено постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 23.10.2000 г. № 136) с учетом Республиканской целевой программы по улучшению условий и охраны труда на 2002-2005 годы. План мероприятий по охране труда оформляется в качестве приложения к коллективному договору. Если на предприятии не заключается коллективный договор, указанный План согласовывается с профсоюзом или иным представительным органом работников и утверждается нанимателем или уполномоченным им представителем. |
Подробнее...
|
|
Состояние условий труда во многих организациях отраслей экономики продолжает оставаться неудовлетворительным. Удельный вес работников, занятых в условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормативам, в 1999 году в сравнении с 1995 годом возрос в 1,5 раза. Наметилась тенденция ухудшения санитарно-бытового и лечебно-профилактического обеспечения на производстве. В связи с неблагоприятными условиями труда велика совокупная доля работников, которым установлен хотя бы один вид компенсаций по условиям труда – 40,4 %. Неудовлетворительные условия труда являются причиной высокого уровня временной нетрудоспособности работников, которая за последние годы имеет тенденцию к росту. За прошедшие 5 лет в республике зарегистрировано более 1,5 тысяч больных с впервые выявленными профессиональными заболеваниями. За период с 1991 по 2000 годы в республике пострадало при несчастных случаях 145000 человек, из них 34262 женщины, 793 подростка в возрасте до 18 лет. В том числе со смертельным исходом 3398 человек, из них 220 женщин, 27 подростков до 18 лет. Число человеко-дней временной нетрудоспособности составило 3940800. В 2000 году в условиях воздействия вредных и опасных производственных факторов было занято более 26 % от общей численности работающих в промышленности, строительстве, транспорте, связи или свыше 420 тысяч человек. По данным Минздрава свыше 50 % рабочих мест не соответствует гигиеническим требованиям по шуму, свыше 30 % – по запыленности. Значительные превышения норм регистрируются по вибрации, химическому загрязнению воздушной среды. |
Подробнее...
|
Опасные и вредные производственные факторы в соответствии с ГОСТ 12.0.003 "ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация" подразделяются по природе действия на группы: физические; химические; биологические; психофизиологические.
Физические опасные и вредные производственные факторы подразделяются на: движущиеся машины и механизмы; подвижные части производственного оборудования; передвигающиеся изделия, заготовки, материалы; разрушающиеся конструкции; обрушивающиеся горные породы; повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны; повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов; повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны; повышенный уровень шума на рабочем месте; повышенный уровень вибрации; повышенный уровень инфразвуковых колебаний; повышенный уровень ультразвука; повышенное или пониженное барометрическое давление в рабочей зоне и его резкое изменение; повышенная или пониженная влажность воздуха; повышенная или пониженная подвижность воздуха; повышенная или пониженная ионизация воздуха; |
Подробнее...
|
Термины и определения основных понятий в области безопасности труда, обязательные для применения в документации всех видов, научно-технической, учебной и справочной литературе, науке, технике и производстве устанавливает ГОСТ 12.0.002 системы стандартов безопасности труда (ССБТ). Рассмотрим некоторые термины и понятия: Основные термины по охране труда определены ГОСТами системы стандартов безопасности труда (ССБТ), правилами и нормами. Полностью безопасных и безвредных условий работы не существует. Поэтому задача охраны труда сводится к тому, чтобы путем осуществления разноплановых мероприятий свести к минимуму воздействие на человека опасных и вредных производственных факторов, характерных для рабочих мест, максимально уменьшить вероятность несчастных случаев и профессиональных заболеваний работающих, обеспечить комфортные условия труда, способствующие высокой производительности.
Опасным производственным фактором называется такой производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к травме или другому внезапному, резкому ухудшению здоровья (ГОСТ 12.0.002). Примерами опасных факторов могут служить открытые токоведущие части оборудования, движущиеся и вращающиеся узлы и детали машин и механизмов, расплавленный металл и нагретые части оборудования и инструмента, емкости со сжатыми или вредными веществами и т.д.
|
Подробнее...
|
Автор: Administrator
|
15.02.2017 19:28 |
Конституцией Республики Беларусь (статья 2) провозглашено, что «человек, его права, свободы и гарантии их реализации, являются высшей ценностью и целью общества и государства», а в статье 221 Трудового кодекса Республики Беларусь определено, что охрана труда – это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства. Таким образом, основным принципом государственной политики в области охраны труда является обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам трудовой деятельности. Однако разработка и осуществление государственной политики в области охраны труда существенным образом сдерживается отсутствием основополагающего Закона об охране труда, который, прежде всего, должен установить ее основные принципы и направления, предусмотреть создание и совершенствование правовой и организационной инфраструктуры обеспечения охраны труда, соответствующий новым экономическим условиям. Принципиально важное значение для совершенствования организации охраны труда имеет ратификация 3 мая 1999 года Республикой Беларусь Конвенции 155 «О безопасности и гигиене труда в производственной среде» Международной организации труда. Основной целью ратификации Конвенции является признание необходимости разработки на государственном уровне, с учетом международного опыта, национальной политики в области охраны труда и создание необходимых правовых и организационных механизмов ее реализации, как на национальном уровне, так и на уровне предприятий, организаций. В соответствии с положениями Конвенции разработка и реализация государственной политики предполагает принятие на национальном уровне государственной системы управления охраной труда на современном этапе. Министерством труда Республики Беларусь с участием других заинтересованных органов разработана Концепция государственного управления охраной труда, которая одобрена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 января 2001 года №28. Концепция определяет, что цель государственной политики в области охраны труда – сохранение жизни и здоровья граждан в процессе трудовой деятельности. |
Обновлено 27.02.2017 10:08 |
Подробнее...
|
|
|