Битумоминеральные смеси представляют собой материал, приготовленный путем смешения в смесительных установках в нагретом состоянии щебеночных (гравийных) материалов, природного или дробленого песка, минерального порошка и битума, взятых в определенных соотношениях. В зависимости от марки применяемого битума и температуры смесей при укладке в покрытие их подразделяют на следующие виды:
Вид смесей | Марка битумов, применяемых в смесях | Температура смеси при укладке, оС, не ниже | Горячие | БНД-40/60, БНД-60/90, БНД-90/130 | 120 | Теплые | Теплые БНД-130/200, БНД-200/300 | 80 | Теплые | СГ-130/200, МГ-130/200 | 50 | Холодные | СГ-70/130, МГ-70/130 | 10 |
Битумоминеральные смеси в зависимости от наибольшего размера зерен подразделяют на крупнозернистые с размером зерен до 40 мм, среднезернистые – до 20 мм, мелкозернистые – до 15 (10) мм, песчаные – до 5 мм. Для приготовления битумоминеральных смесей можно применять минеральные материалы более низкого качества, чем для соответствующих видов асфальтобетона. В качестве минерального порошка, кроме известнякового, допускается применять отходы асбестоцементного производства, зол уноса и др. |
Подробнее...
|
Горячую асфальтобетонную смесь перевозят с завода к месту укладки автомобилями-самосвалами. При дальности возки более 50 км, чтобы смесь не остыла в пути, кузов автомобилей-самосвалов рекомендуется покрыть брезентом. Покрытия на горячей асфальтовой смеси устраивают в сухую погоду: весной и летом при температуре воздуха не ниже +5°С, а осенью – не ниже +10°С. Горячая асфальтобетонная смесь при укладке в зависимости от вида вяжущего материала и степени подвижности принимается по табл.
Асфальтобетонную смесь укладывают на сухое основание, очищенное от грязи и пыли механическими щетками, продувкой сжатым воздухом от компрессора или другими средствами. Для обеспечения сцепления между основанием и асфальтобетоном, а также между слоями асфальтобетонного покрытия их поверхности обрабатывают битумной эмульсией, вязким или разжиженным битумом. Расход битума – от 0,4 до 0,8 л/м2 по основанию и 0,2-0,3 л/м2 по нижнему слою. |
Подробнее...
|
Асфальтобетонные смеси можно подразделить на литые, пластичные и жесткие. Литые смеси обладают значительной подвижностью, при укладке их разравнивают ручным валиком и заглаживают. Они не требуют уплотнения. Пластичные смеси обладают сравнительно невысокой подвижностью частиц. Уплотнение их производят катками. Жесткие смеси обладают повышенным внутренним трением и малой подвижностью. К ним относят горячий асфальтобетон типа А и холодные смеси. Технологический процесс получения асфальтобетонной смеси включает следующие основные операции: - подготовку минеральных материалов (подача и при необходимости сортировка их, высушивание и нагрев до температуры 200-220°С, дозирование); - подготовку битума (подача из битумохранилища в битумоплавильню, удаление содержащейся в битуме влага и нагрев до заданной температуры, а в необходимых случаях – введение ПАВ или разжижителя); - перемешивание минеральных материалов с битумом и выгрузку готовой асфальтовой смеси в накопительные бункера или автосамосвалы. Основным агрегатом на АБЗ является асфальтосмеситель. В настоящее время применяют три группы смесителей, которые различаются по технологическому процессу приготовления смеси и конструктивным особенностям отдельных агрегатов: I – смесители периодического действия принудительного перемешивания типа Д-325, Д-597, Д-597А, Д-617-г, Д-508-г; II – смесители непрерывного действия типа Д-590, компонент оборудования Д-645-3 с мешалкой типа Д-647 и смеситель передвижной на пневмоколесах Д-28 |
Подробнее...
|
Асфальтобетонные покрытия по сравнению с другими видами покрытий обладают рядом положительных свойств, к которым в первую очередь можно отнести прочность, устойчивость к воздействию климатических факторов и воды, гигиеничность, так как они не пылят и легко очищаются от наносной пыли и грязи, имеют ровную поверхность, медленно изнашиваются. Асфальтобетон поглощает звук от движущегося транспорта, что уменьшает шум в городах и населенных пунктах. Технология устройства асфальтобетонных покрытий допускает механизированное строительство. К недостаткам следует отнести старение органических вяжущих, а следовательно, и самих бетонов, изменение свойств от температуры (от пластического состояния до хрупкого), практически невысокую долговечность покрытия, зависимость выполнения работ от климатических условий. К основным свойствам асфальтобетона относят: предел прочности при сжатии и растяжении, водостойкости, химическую стойкость, удобообрабатываемость. Прочность при сжатии определяют на гидравлических прессах при температуре 50, 20 и 0°С. С повышением температуры прочность асфальтобетона понижается. С увеличение вязкости битума в пределах рекомендуемых марок дорожных битумов прочность асфальтобетона увеличивается. Кроме испытания на сжатие, цилиндрические образцы испытывают на сжатие по образующей – «бразильский метод», создавая давление на боковую поверхность образца. Такое испытание отражает предельное сопротивление материала растягивающим напряжениям. Прочность асфальтобетона при растяжении в 6-8 раз меньше, чем прочность при сжатии. Предел прочности асфальтобетона при сжатии и растяжении во многом зависит от сцепления и внутреннего трения минеральных зерен между собой. Внутреннее трение зависит от величины поверхностного соприкосновения зерен в единице объема, а сцепление – от силы прилипания вяжущего к поверхности минеральных частиц и толщины битумной пленки. Применение щебня, искусственного песка (вместо гравия и природного песка) повышает величину трения, а следовательно, и прочность асфальтобетона. Независимо от состава и качества исходных материалов на прочность асфальтобетона оказывает существенное влияние степень уплотнения смеси непосредственно в покрытиях.
|
Подробнее...
|
|
|