Безопасность эксплуатации внутризаводского транспорта |
Эксплуатация, ремонт и техническое обслуживание внутризаводского транспорта производятся в соответствии с ГОСТ 12.2.003 ССБТ. "Оборудование производственное. Общие требования безопасности", ГОСТ 12.3.002 ССБТ. "Процессы производственные. Общие требования безопасности", ГОСТ 12.3.020 ССБТ. "Процессы перемещения грузов на предприятиях. Общие требования безопасности", другими нормативными правовыми актами по охране труда, включая инструкции, паспорта и технические условия заводов-изготовителей. К внутризаводскому транспорту принято относить электрокары, электротягачи, электропогрузчики, электроштабелеры, ручные тележки-штабелеры, грузовые и такелажные тележки. Эксплуатация на предприятии транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания должна производиться с соответствии с Правилами охраны труда на автомобильном транспорте. Движение всех транспортных средств на территории предприятия должно отвечать Правилам дорожного движения и регламентироваться инструкциями по охране труда для водителей соответствующих транспортных средств. Для движения на территории предприятия транспортных средств должны быть разработаны и установлены на видных местах схемы движения. В соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.020 максимальная скорость движения транспортных средств на территории предприятия и в производственных помещениях должна устанавливаться в зависимости от состояния транспортных путей, интенсивности, грузовых и людских потоков, специфики транспортных средств и грузов и обеспечивать безопасность движения. В соответствии с технологическими связями отдельных цехов, участков и служб предприятия должны быть разработаны маршруты движения средств внутризаводского транспорта, которые доводятся до сведения водителей. Габариты проездов и проходов внутри цехов должны быть четко обозначены сплошными белыми линиями шириной не менее 50 мм. Ограничительные линии не должны приближаться к оборудованию и стенам помещений менее чем на 0,5 м. Ширина главного проезда и дверных проемов для проезда транспорта должна устанавливаться с учетом движения транспортных средств в одну сторону (при одностороннем движении) или в обе стороны (при двустороннем движении). Ширина проезда при двустороннем движении должна обеспечивать гарантийную зону безопасности для транспортных средств и пешеходов: между транспортными средствами не менее 0,6 м и свободные проходы с двух сторон пути движения транспорта не менее 0,7 м. Техническое состояние электротранспорта, ручных грузовых тележек должно соответствовав требованиям инструкций (паспортов) заводов-изготовителей. Электротранспорт: электрокары, электропогрузчики, электротягачи должны быть снабжены быстродействующими тормозами, сигнализацией, осветительными приборами и выключателями с замочным устройством, исключающим пользование ими посторонними лицами. Тормозной путь электротранспорта с номинальной нагрузкой на сухом дорожном покрытии горизонтального участка дороги должен быть: при скорости 3 км/ч не более 1 м; при скорости 7 км/ч не более 1,5 м; при скорости 10 км/ч не более 2 м. Электротранспорт должен иметь звуковой сигнал, отличающийся от общего производственного шума. На электропогрузчике со стрелой должна быть таблица с указанием грузоподъемности в зависимости от вылета стрелы. Для работы в помещениях, где по условиям работы воз-можно образование взрывоопасных смесей, должен применяться электротранспорт во взрывозащищенном исполнении. На электропогрузчиках и автопогрузчиках должна быть табличка (бирка, надпись) с ясно указанной датой следующего испытания. Изготовление всех грузовых тележек должно производиться по чертежам. Каждая тележка должна быть снабжена эксплуатационной документацией. Каждая грузовая ручная тележка должна иметь табличку (бирку, надпись с ясно указанной на ней датой испытания, грузоподъемностью, инвентарным номером, номером подразделения (цеха, отдела) – владельца. С передней и задней стороны электротранспорта и с задней стороны прицепных тележек должен быть четко обозначен номерной знак (инвентарный номер, учетный номер). Элементы транспорта: бамперы, боковые поверхности платформы, стрелы, обоймы грузовых крюков погрузчиков должны иметь сигнально-предупреждающую окраску, соответствующую требованиям ГОСТ 12.2.026 ССБТ. "Цвета сигнальные и знаки безопасности". Администрация предприятия обязана назначить из числа специалистов лицо или лиц, ответственных за выпуск на линию в исправном состоянии внутризаводских транспортных средств, за их своевременный осмотр и реонт, а также по надзору за безопасной эксплуатацией безрельсового напольного транспорта (электрокар, электропогрузчиков, электротягачей с прицепными тележками, автопогрузчиков, ручных тележек для такелажных работ, ручных тележек с подъемным механизмом). К вождению электрокар, электропогрузчиков, электроштабелеров, электротягачей, допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр в соответствии с требованиями Министерства здравоохранения, обучение по специальной программе правилам управления данным транспортным средством и его вспомогательным оборудованием, правилам дорожного движения, пожарной безопасности и оказания первой доврачебной помощи, прошедшие проверку знаний в квалификационной комиссии, имеющие удостоверение на право управления данным видом транспорта, а также прошедшие инструктаж по охране труда с учетом конкретных условий работы. Управлять автопогрузчиком могут только водители авто-мобилей не моложе 18 лет, имеющие удостоверение на право управления автопогрузчиком, выданное организацией, имею-щей соответствующую учебную базу и лицензию на право обучения (учебно-курсовые комбинаты, профессионально-технические училища и др.). Водители электротранспорта, участвующие в дорожном движении вне предприятия, должны иметь удостоверение, вы-данное органами Госавтоинспекции. Водители электротранспорта должны иметь группу по электробезопасности I. Выделение электротранспорта, автопогрузчиков и т.п. для транспортировки грузов должно производиться по заявкам цехов, отделов, участков или по утвержденному графику с выдачей водителям путевого листа. Электротранспорт, автопогрузчики, ручные грузовые тележки для такелажных работ, ручные тележки с подъемным механизмом (штабелеры) перед вводом в эксплуатацию должны подвергаться техническому освидетельствованию, а находящиеся в эксплуатации – периодическому освидетельствованию не реже одного раза в 12 месяцев. Водители внутризаводского транспорта, перед выездом на линию обязаны проверить техническое состояние транспорта – провести контрольный осмотр транспорта в соответствии с инструкцией завода-изготовителя и инструкцией по охране труда, проверить в работе действие тормозов, органон управления, блокировок электрического замка, звукового сигнала, освещения и всех механизмов перемещения груза, а после окончания – провести ежесменное обслуживание (ЕО) и сдать транспорт в соответствии с установленным на предприятии порядком. Скорость движения электротранспорта и автопогрузчиков на поворотах, при въезде и выезде из ворот, при выезде из-за углов зданий, на перекрестках, в местах интенсивного движения людей, при движении задним ходом не должна превышать 3 км/ч. При минимальном радиусе разворота скорость движения не должна превышать 2 км/ч. В случае вынужденного осмотра электротранспорта на дороге водитель обязан отключить электропитание электродвигателя и затормозить транспортное средство ручным (стояночным) тормозом. В случае отказа (неисправности) ручного тормоза водитель должен принять меры к исключению возможности произвольного движения транспортного средства: установить под колеса со стороны уклона дороги упоры (подкладки) достаточной прочности. При движении с места в цехе, при развороте или в присутствии рядом людей и другого транспорта, при въезде и выезде из ворот, при встрече с пешеходами, при подъеме и опускании груза, при проезде мимо дверей водитель должен подать звуковой сигнал. Перевозка людей (грузчиков, транспортировщиков) на внутризаводском транспорте допускается при условии, если на транспорте специально оборудовано место для их проезда. Запрещается использовать авто- и электропогрузчики для перевозки и подъема людей; перевозка людей на платформах электрокар также не допускается. При проезде мимо оборудования, колонн, стен, деталей и т.п. при наличии рабочих мест или проходов расстояние между транспортируемыми грузами и "препятствием" должно быть не менее 0,8 м. При погрузке грузов на электрокар водитель обязан поставить электрокар на стояночный тормоз. При механизированной погрузке грузов на электрокар водитель обязан отойти в безопасное место и наблюдать за погрузкой. Груз на платформе должен быть надежно уложен и закреплен. Груз, габариты которого меньше платформы электрокара, не должен выступать за габариты платформы; при транспорти-ровке грузов, выступающих за габариты, центр тяжести должен находиться на осевой линии платформы, при этом должны быть обеспечены условия безопасного движения на поворотах. Мелкие грузы (болты, гайки, шайбы т.п.) должны перевозиться в таре, груз не должен выступать выше бортов тары. Металлическая стружка, сыпучие материалы: песок, глина, цемент и т.п. во избежание засорения платформы должны перевозиться в контейнерах, ящиках. Круглый материал должен быть подклинен и привязан к платформе. Перевозка баллонов на электрокарах должна производиться в горизонтальном положении обязательно с прокладками между баллонов. В качестве прокладок могут использоваться деревянные бруски с вырезанными гнездами, а также веревочные или резиновые кольца толщиной не менее 25 мм (по два кольца на баллон) или другие прокладки, предохраняющие баллоны от ударов друг о друга. Бруски-прокладки и баллоны должны быть надежно закреплены на платформе. Баллоны не должны выступать за габариты платформы. Баллоны должны быть уложены вентилями в правую сторону по движению или вентилями вперед. Баллоны емкостью более 12 л должны транспортироваться с навернутыми колпаками. Длинномерные материалы, как правило, должны перевозиться на электрокаре с прицепной тележкой. В случае перевозки длинномерных грузов (металлические прутки, трубы и т.п.) без прицепной тележки, длина свисающей части не должна превышать часть, уложенную на платформу, при этом водитель должен производить повороты на малой скорости и перед началом поворота убедиться в безопасности маневра. При перевозке без прицепной тележки длинномерных грузов длина их не должна превышать 6 м. Перевозка легковоспламеняющихся, горючих жидкостей и жидких кислот допускается на электрокарах, в конструкции которых аккумуляторная батарея и электродвигатель не расположены под грузовой платформой. При перевозке бочек они должны быть установлены на платформе в вертикальном положении в один ярус и закреплены от падения. Вилочные захваты следует подводить под груз на малой скорости, груз захватывать при наклоне вил "от себя". Поднимаемый груз должен располагаться равномерно по ширине вил, при этом расстояние от центра тяжести груза до спинок вил не должно превышать значений, указанных в таблице электропогрузчика. При транспортировании грузов погрузчиками, груз должен быть поднят на транспортируемую высоту, но не более 300 мм от пола, подъемник наклонен "на себя" полностью. Производить погрузчиком перемещение крупногабаритных грузов, ограничивающих видимость водителю, следует в сопровождении специально выделенного и проинструктированного сигнальщика. Наклон грузоподъемника с поднятым грузом вперед, во избежание опрокидывания погрузчика, должен производиться только при наличии опоры под вилами. При потере электропогрузчиком устойчивости (отрыв задних колес от грунта, пола) груз следует немедленно опустить. Транспортировка грузов на уклоне, больше максимального угла отклонения захватов погрузчика, должна производиться задним ходом. При работе на электрокаре с подъемной платформой подъезжать к таре следует на тихом ходу, подводя платформу под тару до отказа и избегая ударов. При перемещении тары под электрокаром с подъемной платформой расстояние между низшей точкой тары и поверхностью пола не должно быть менее 50 мм. При работе погрузчиков в зоне их работы не должны находиться люди. При необходимости покинуть электротранспорт водитель должен опустить подъемную платформу или вилочный захват, вынуть ключ из электрического замка, отсоединить вилку разрывного устройства, установить рукоятку контроллера в нейтральное положение и поставить транспорт на ручной (стояночный) тормоз. |