Виды контроля за охраной труда. Государственный контроль. Права государственного инспектора труда |
Надзор и контроль за охраной труда осуществляется по трём направлениям: государственный, ведомственный и общественный контроль. Высшим органом государственного контроля за охраной труда является Прокуратура Республики Беларусь в лице Генерального прокурора РБ и подчинённых ему прокуроров. Государственное управление охраной труда осуществляется Советом Министров Республики Беларусь через Министерство труда, на которое возложены эти функции. Надзор и контроль за охраной труда в системе государственного управления в рамках компетенции, определённой в положениях об этих органах, осуществляют: – Отдел охраны труда Министерства труда Республики Беларусь; – Комитет по инспекции труда при Министерстве труда Республики Беларусь; – Комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (Проматомнадзор); – Межобластная инспекция по котлонадзору и общепромышленной безопасности (Котлонадзор) Проматомнадзора Республики Беларусь; – Межобластная инспекция по надзору за перевозками опасных грузов автомобильным транспортом Проматомнадзора Республики Беларусь; – Межобластная инспекция по ядерной и радиационной безопасности; – Межобластная инспекция по надзору за перевозкой опасных грузов железнодорожным транспортом; – Межобластная газотехническая инспекция; – Межобластная горнотехническая инспекция; – Межобластная инспекция по надзору за предприятиями химических отраслей и хлебопродуктов; – Межобластная инспекция по контролю за использованием и охраной недр; – Минская областная инспекция по котлонадзору и подъёмным сооружениям; – Главное управление гигиены, эпидемиологии и профилактики Министерства здравоохранения Республики Беларусь; – Республиканский центр гигиены и эпидемиологии; – Комитет по энергосбережению и энергетическому надзору концерна "Белэнерго" Республики Беларусь; – Главное управление пожарной службы МЧС Республики Беларусь; – Главная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием машин и оборудования (Главгостехнадзор); – Государственная инспекция по охране труда, транспортной и пожарной безопасности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь; – Комитет по надзору за ведением работ в строительстве (Госстройнадзор); – Управление государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь. Комитет по инспекции труда при Министерстве труда является государственным органом надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда. Он осуществляет контроль по всему комплексу вопросов организации работы по охране труда, на всех стадиях производственного процесса, всех предприятиях независимо от форм собственности, видов хозяйствования и ведомственной подчинённости. Комитет по инспекции труда проверяет организацию работы по охране труда, осуществляет в установленном порядке специальное расследование несчастных случаев на производстве, выборочную экспертизу проектов строящихся, реконструируемых и эксплуатируемых объектов производственного назначения, даёт заключения по проектам технических условий, стандартов, проводит предварительный надзор за ходом строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов производственного назначения, участвует в приёмке законченных строительством и реконструкцией производств, а также в приёмочных испы-таниях опытных образцов продукции производственного назначения и т.д. Государственным инспекторам труда предоставляется право: – беспрепятственно посещать предприятия; – знакомиться с любыми документами и снимать с них копии, если на это отсутствуют законодательные ограничения; – получать от руководителей должностных лиц и работников объяснения по вопросам, входящим в их компетенцию; – изымать и брать с собой для анализа образцы используемых и обрабатываемых материалов и веществ при условии уведомления об этом нанимателя и отсутствии на это законодательных ограничений. В случае выявления нарушений: – выдавать нанимателю обязательные для исполнения предписания; – приостанавливать работу цехов, участков, оборудования; – налагать на должностных лиц и нанимателей штрафы; – запрещать выдачу работникам спецодежды спецобуви и других СИЗ, не отвечающих условиям труда и требованиям нормативно-технической документации; – ставить вопрос перед соответствующими органами о привлечении к ответственности должностных лиц за нарушения законодательства о труде и правил по охране труда. Постановлением Совета Министров Республики Бела-русь от 8.05.2000 г. №707 государственным инспекторам труда предоставлено право применять к должностным ли-цам и нанимателям следующие санкции: – за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по созданию работникам здоровых и безопасных усло-вий труда – предупреждение или штраф в размере от 2 до 6 минимальных заработных плат; – за нарушение правил по охране труда, повлекшее причинение работнику телесных повреждений, инвалидность работника или несчастные случаи со смертельным исходом – штраф от 6 до 300 минимальных заработных плат; – за незаконное расторжение трудового договора по ини-циативе нанимателя с беременной женщиной, женщиной, имеющей детей в возрасте до трёх лет, одинокой матерью, имеющей детей в возрасте от 3 до 14 лет, а также за нарушение без уважительных причин порядка и сроков выплаты заработной платы – штраф в размере от 20 до 50 минимальных заработных плат; – за односторонний отказ нанимателя от ведения коллективных переговоров, массовое (более пяти работников) расторжение трудового договора по инициативе нанимателя без законных оснований либо неисполнение решения суда о восстановлении на работе – штраф в размере от 50 до 100 минимальных заработных плат; – за противодействие со стороны нанимателя работе инспекторов осуществляющих проверку, а также неисполнение предписаний инспекторов – штраф в размере от 5 до 50 мини-мальных заработных плат; – за другие нарушения законодательства о труде – преду-преждение или штраф в размере от 1 до 5 минимальных заработных плат. |