Поиск по сайту

Сейчас на сайте

Сейчас 32 гостей онлайн

Счетчик


Водный транспорт леса
Назначение и конструктивные особенности лесонаправляющих сооружений.
Лесонаправляющие сооружения предназначены для управления движением бревен и сплавляемых единиц по лесосплавному ходу для предотвращения выноса их за пределы лесосплавного хода. Лесоограждающие сооружения предназначены для предохранения сплавляемых единиц от разноса по затопляемым берегам. Одним из эффективных и распространенных видов лесонаправляющих и лесоограждающих сооружений являются боны, которые представляют собой сооружения, выполненные из бревен или металлических поплавков, соединенных между собой продольными и поперечными связями. В русле рек в рабочем положении боны удерживаются при помощи русловых или береговых опор. Улучшение лесосплавных путей при помощи бонов носит название обоновки.
Широкое использование бонов как лесонаправляющих сооружений объясняется простотой их изготовления и невысокой стоимостью, возможностью быстрой перестановки их при изменении горизонтов воды, незначительным влиянием этих сооружений на режимы потока и русла реки.
Классификация лесонаправляющих сооружений.
В настоящее время принята классификация по следующим наиболее существенным признакам:
По характеру боковых опор: реевые, имеющие одну или более стационарных головных опор и несколько гидравлических боковых опор – рей; многоопорные, имеющие головную и боковые стационарные опоры;
По строительному материалу наплавной части: деревянные (бревенные, брусчатые), стальные и композитные;
По виду управления: с индивидуальным управлением; с центральным управлением (ручным, механизированным);
По конструкции наплавной части: однобревенные (в поперечном сече-нии), многобревенные; брусчатые; пакетные (имеющие несколько бревен в поперечном сечении);
По тиру и конструкции бона в плане: безлежневые (не имеющие вдоьбона лежня, воспринимающего продольные нагрузки на бон); лежневые; односекционные по длине и многосекционные;
По типу соединения бревен в звене: болтовые, нагельные, шпоночные, пакетные.
Конструкции бонов и их элементов.
Бревенные боны являются плавающей (наплавной) конструкцией лесонаправляющих сооружений, состоящей из бревен, соединенных между собой связями в виде болтов, деревянных нагелей, шпонок, проволочных обвязок и т.д. По форме поперечного сечения боны бывают плоские и пакетные.
К плоским относятся боны болтовых, шпоночных, нагельных конструкций.
Звенья бонов имеют длину от 6,5 до 50 м и состоят из 1…7 бревен. Длину звеньев рекомендуется устанавливать 23…35 м. При большей длине звеньев снижается прочность при эксплуатации и затрудняется уборка на зимнее хранение.
При строительстве бонов для получения более прочной конструкции необходимо соблюдать порядок стыковки и называется разгонкой стыков. При разгонке необходимо, чтобы между каждыми двумя соседними связями по длине бона не было больше одного стыка.
Звеньевые соединения бонов осуществляются гибкими связями из коротких цепей или стальных канатов. При больших продольных нагрузках звенья бона присоединяют к общему продольному канату-лежню, располагаемому по бону.
Конструкции козырьков. Для предупреждения подныривания бревен при повышенных скоростях течения и больших углах расположения бонов к направлению поверхностного течения потока боны снабжают козырьками. Углы установки бона зависят от типа козырька и скорости течения. Козырьки применяют однобревенные – осадка 0,4 м; дощатые с осадкой 0,5 м; брусчатые с осадкой 0,6 м и козырьки для металлических бонов.
Конструкция рей. Рея – боковая опора, представляющая собой верти-кальный щит или бревна, соединенные с боном. В зависимости от скоростей течения применяют реи различных конструкций.
Балансирная рея состоит из дощатой обшивки по вертикальным стойкам, врубленным в плавающее бревно (балансир). Рея крепится к бону при помощи гибкой связи и удерживается под углом распоркой. Применяют ее при скоростях течения до 1,5 м/с.
Рамно-дощатая рея представляет собой вертикальную раму, обшитую досками. Рея прикрепляется двумя гибкими связями к вертикальной стойке, врубленной в бон с береговой стороны, а под углом удерживается распоркой. Применяют при скоростях течения до 1,5 м/с.
Консольно-шарнирная рея представляет собой рамно-дощатую или брусчатую рамную конструкцию, которая по всей высоте реи опирается шарнирно на треугольную консоль, состоящую из двух горизонтальных сходящихся в плане брусьев, жестко соединенных с боном. Применяют ее при скорости течения более 1,5 м/с. Управление реями может быть индивидуальным или общим, когда управление производится лебедкой через канатно-блочную систему из одного места.
Иногда находят применение однобревенные реевые и хлыстовые боны для пропуска плотов и судов на судоходных магистральных реках, где имеется необходимость перепуска молевой древесины, применяют механизированное управление реями.