Впускной трубопровод служит для подвода горючей смеси от карбюратора к соответствующим каналам в блоке цилиндров, выпускной – для отвода отработавших газов из двигателя. Первый отливают обычно из алюминиевого сплава, а второй – из серого чугуна. Фланцы трубопроводов крепят к двигателю на металлоасбестовой прокладке гайками на шпильках или болтами.
У V – образных двигателей имеются один впускной и два выпускных трубопровода. Впускной трубопровод расположен между головками блока. Он служит также крышкой полости толкателей и местом для размещения различных элементов двигателя, не имеющих отношения к системе питания (термостата, центрифуги и т.п.). В средней части трубопровода имеется фланец, для установки карбюратора.
Схема впускного трубопровода автомобильного V–образного восьмицилиндрового карбюраторного двигателя показана на рис. 9, а. Два трубопровода четырехцилиндрового двигателя расположены на одном уровне и объединены общей продольной стенкой, соединяются друг с другом балансировочными отверстиями 10 и 11. Секции I и II карбюратора по вертикальным каналам одинаковой длины питают все цилиндры правого (1 – 4) и левого (5 – 8)рядов. Сечение каналов круглое. Каждый канал имеет два плавных поворота для снижения аэродинамических потерь, что в сочетании с подогревом топливной пленки улучшает гомогенизацию смеси. Подогрев каналов осуществляется по всей длине участка 9 нагретой жидкостью системы охлаждения, которая поступает из головок цилиндров. Это улучшает испарение топлива и предотвращает его конденсацию. Подогрев регулируется вручную или автоматически в зависимости от температуры окружающей среды.
У однорядных двигателей оба трубопровода объединены в единый узел, который фланцами патрубков при помощи шпилек и гаек присоединен к головке блока цилиндров. Типичным примером такой конструкции является узел впускного и выпускного трубопроводов двигателя ЗМЗ (рис. 9, б). На фланце 2 впускного трубопровода 1 установлен карбюратор, а к фланцу 9 выпускного трубопровода 5 присоединяются приемная труба глушителя шума выпуска. Трубопроводы соединены один с другим в средней части. В этом месте у выпускного трубопровода имеется
Рис.9, а. Схема впускного трубопровода автомобильного V – образного восьмицилиндрового карбюраторного двигателя
окно, обращенное к привалочной плоскости впускного трубопровода, вследствие чего отработавшие газы соприкасаются со средней частью впускного трубопровода и подогревают горючую смесь, способствуя наибольшему содержания паров в ней. Для сезонного регулирования интенсивности подогрева смеси предусмотрена заслонка 8.
Рис.9, б. Впускной и выпускной трубопроводы двигателя ЗМЗ:
I и II – положения заслонки, соответствующие минимальному и максимальному подогреву горючей смеси; 1 – впускной трубопровод; 2 и 9 – фланцы; 3 – отверстия для крепления трубопроводов к головке блока; 4 – прокладка; 5 – выпускной трубопровод; 6 – сектор регулировки интенсивности подогрева смеси; 7 – стопорная шпилька с гайкой; 8 – заслонка
На впускной трубопровод карбюраторных двигателей иногда устанавливают воздушный клапан, который сообщает впускной трубопровод с атмосферой при более высоком, чем обычно, разрежении в нем. Такой клапан позволяет предотвратить переобогощение смеси во время работы двигателя на режиме принудительного холостого хода и снизить расход картерного масла.
В автомобильных карбюраторных четырехтактных двигателях диаметр впускного трубопровода (или диаметр круга, равного по площади сечению некруглого трубопровода) составляет (0,3 – 0,5)D (где D – диаметр цилиндра).
Выпускные трубопроводы автотракторных двигателей без наддува выполняют цельными литыми из серого или жаростойкого чугуна. Диаметр выпускных трубопроводов выбирают равными (0,35 – 0,5)D.